Этапы развития письменной речи у детей
Развитие письменной речи является «итоговым» этапом в речевом развитии. Ведь она имеет большое значение для умственного развития ребёнка.
Многие считают, что письменная речь развивается только когда, ребенок готовится пойти в школу, или уже в школьном возрасте. Но это заблуждение! Ее развитие начинается задолго до первого школьного звонка.
Предлагаем рассмотреть, как развивается этот вид речи:
Первым этапом является рисуночное письмо.
Именно на этом периоде закладываются так сказать «азы».
У малыша развивается самосознание.
Он переживает, размышляет, а так как словарного запаса для самовыражения ему пока не хватает, он выражает все это в рисунке.
Второй этап - каракульное письмо.
Ближе к 3 годам дети уже начинают обращать внимание на текст: ещё не зная букв, ребёнок осознаёт, что звучащее слово можно записать значками.
Малыш начинает записывать свою речь. Как правило, это каракули, похожие на буквы, и располагаются они на бумаге, похожим на строчки образом.
Третий этап - начальное письмо.
По мере развития способности слышать звуки и обозначать их ребёнок начинает в свои каракули вставлять отдельные буквы.
Четвертый этап - начальное чтение.
Позже начального письма появляется самое первое чтение. Это более сложная, интеллектуальная задача.
Ребёнку нужно знать не только буквы, но и соотносить их со звуками; догадаться о значении прочитанного.
Поначалу ребенок не понимает самых простых слов. Он может прочитать подпись к картинке: «Гру-зо-вик», а на вопрос ответить: «Машина».
Пятый этап – чтение и грамотное письмо.
В возрасте 4-5 лет дети учатся читать.
Сначала узнаёт написанное «на слух», проговаривая и слушая себя.
И только постепенно начинает узнавать слова «в лицо», глазами.
Шестой этап - изучение орфографий и правил.
Этот период затрагивает возраст от 7-12 лет.
Ребенок учится слышать звучащее слово, осознаёт, что оно может быть написано иначе.
Знакомятся с орфограммами.
Дети учатся запоминать написание часто встречающихся слов, с акцентом на орфографические моменты (они выделяются красным цветом «Гриб — грибы»).
Первым этапом является рисуночное письмо.
Именно на этом периоде закладываются так сказать «азы».
У малыша развивается самосознание.
Он переживает, размышляет, а так как словарного запаса для самовыражения ему пока не хватает, он выражает все это в рисунке.
Второй этап - каракульное письмо.
Ближе к 3 годам дети уже начинают обращать внимание на текст: ещё не зная букв, ребёнок осознаёт, что звучащее слово можно записать значками.
Малыш начинает записывать свою речь. Как правило, это каракули, похожие на буквы, и располагаются они на бумаге, похожим на строчки образом.
Третий этап - начальное письмо.
По мере развития способности слышать звуки и обозначать их ребёнок начинает в свои каракули вставлять отдельные буквы.
Четвертый этап - начальное чтение.
Позже начального письма появляется самое первое чтение. Это более сложная, интеллектуальная задача.
Ребёнку нужно знать не только буквы, но и соотносить их со звуками; догадаться о значении прочитанного.
Поначалу ребенок не понимает самых простых слов. Он может прочитать подпись к картинке: «Гру-зо-вик», а на вопрос ответить: «Машина».
Пятый этап – чтение и грамотное письмо.
В возрасте 4-5 лет дети учатся читать.
Сначала узнаёт написанное «на слух», проговаривая и слушая себя.
И только постепенно начинает узнавать слова «в лицо», глазами.
Шестой этап - изучение орфографий и правил.
Этот период затрагивает возраст от 7-12 лет.
Ребенок учится слышать звучащее слово, осознаёт, что оно может быть написано иначе.
Знакомятся с орфограммами.
Дети учатся запоминать написание часто встречающихся слов, с акцентом на орфографические моменты (они выделяются красным цветом «Гриб — грибы»).
Таким образом, дети приходят к письменной речи постепенно, шаг за шагом. И важно помогать и поддерживать их на всех этапах его развития.
____________________________________________