Волшебное зеркало

8 (962) 758-53-62,
8 (909) 391-08-08

пр. Металлургов 30а, офис 3.0,
Елецкая 6

Подготовка ребенка к школе в логопедической группе. Часть первая

баннер 2.jpg

В предыдущей статье мы уже говорили, как важна школа и что к ней обязательно нужно подготовить своего малыша. Теперь давайте углубимся в логопедию и проанализируем подготовку ребенка со стороны всех нюансов речевого развития.

Об отклонениях в речевом развитии

Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть приятным собеседником. Такой человек оказывается более успешным как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни.

Вот почему формирование и развитие правильной выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и перед образовательным учреждением. И поэтому столь высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи.

Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, обучение детей по коррекционно - развивающим программам позволяют полностью устранить речевые нарушения, сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяют вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Понятно, что ни один ребенок не может овладеть полноценной речью сразу. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывают ошибки. Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание этих процессов.

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития всех компонентов языка (III- уровня).

  • ФФН — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  • ОНР — различные сложные речевые расстройства, при которых у детейнарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематических процессов, словарного запаса, грамстроя, связной речи. Своевременное выявление детей с ФФНР и ОНР-III уровня, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет исправить речевой дефект, подготовить детей к обучению в школе.

В возрасте 5 лет дети с ОНР-III уровня зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада на два года. Дети с ФФНР в возрасте 6 лет зачисляются в подготовительную группу на один год.

Коррекционное обучение

logopedist-min.png

Основными задачами коррекционного обучения являются:

1. Формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов);

2. Развитие произвольной моторики пальцев рук;

3. Подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;

4. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

5. Развитие связной речи.

Остановимся немного подробнее на каждой из этих задач.

Формирование полнеценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов)

Установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук и кисти является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки письму и, что не менее важно, мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления.

Работа по развитию движений кисти и пальцев рук осуществляется на логопедических занятиях, на занятиях в группе во время физминуток, в организационных моментах, на физкультурных и музыкальных занятиях с использованием игр и игровых приемов. Проводится она ежедневно, систематически по 3-5 минут. Благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью, ручным трудом.

Нарушения двигательного порядка у детей с речевой патологией мы наблюдаем очень часто. В детских садах очень много детей со стертой формой дизартрии (дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата). Для дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит, прежде всего от локализации поражения головного мозга.

Выделяют:

  • Спастичность артикуляционных мышц (постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица, шеи;
  • Гипотония – пониженный мышечный тонус;
  • Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса.

Поэтому важную роль в формировании правильного произношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений, а также для объединения простых движений в сложные (артикуляционные уклады, полезна артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Она проводится ежедневно по несколько минут перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличиваются. Параллельно с работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

____________________________________________

Продолжение читайте в следующей статье. Не пропустите!

Ждем вас в нашем речевом центре! Мы всегда рады вам и вашим малышам.

Звоните нам по телефонам: 8 (962) 758-53-62, 8 (909) 391-08-08



Возврат к списку