Волшебное зеркало

8 (962) 758-53-62,
8 (909) 391-08-08,
8 (969) 654-44-46

пр. Металлургов 30а, офис 3.0,
ул. Елецкая 6
ул. Санаторная 18

Подготовка ребенка к школе в логопедической группе. Часть вторая

баннер 2 ч2-min.jpg

В предыдущей статье мы начали разговор о подготовке ребенка к школе именно в логопедическлой группе, если вы не читали эту статью, то обязательно начните с неё.

Коррекция понимания речи

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико –грамматического строя речи проводится по следующим направлениям:

  • Обогащение словаря;
  • Уточнение значений слов;
  • Формирование словоизменения;
  • Формирование словообразования.

Параллельно с этими направлениями продолжается работа по развитию понимания речи:

  1. Детей учат вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слов.
  2. Формируется умение выделять части предметов. Особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. Например, употребление личных и возвратных глаголов (покажи, где мальчик катается на санках, а где мальчика катают на санках).
  3. На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.
  4. В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Например – суффиксальным для имен существительных и прилагательных, префиксальным – для глаголов.
  5. Привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов, формируется интуитивное представление о системе словообразовательных связей языка.
  6. Одновременно детей учат понимать обобщенное значение слова, воспитывается умение образовывать прилагательные от наречий, существительных; учат образовывать уменьшительные названия качеств предметов.

nrgpanorlbohjqfkbrtqiegiwyydk4ib-min.png

Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов (например, существительные, у которых перенос основан на конкретных,наглядных признаках: шляпка девочки, гриба, гвоздя, или глаголы – летит муха, самолет, птица).

Подготовительным этапом ознакомления детей со словами – антонимами является проверка и уточнение известных детям слов – названий признаков предметов и действий. Подбираются пары предметов с ярко выраженными признаками и сравниваются по вкусу, размеру, цвету и т. д.

Одновременно с обогащением словарного запаса происходит грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогают в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи обязательно опирается на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. В программе коррекционного обучения и воспитания детей проводятся рекомендации по формированию связной речи детей. Так на первом году обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов; также совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В конце года предусматривается обучение составлению рассказа по теме. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает закрепление навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе из личного опыта.

hello_html_1b313b44-min.pngБолее подробно хочется остановиться на содержании коррекционной работы по развитию фонематических процессов, т. к. дети, у которых имеется недоразвитие фонематического слуха и восприятия очень часто оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции опознания, различения, выделения звуков, слогов в речи.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

О недоразвитии фонематического слуха свидетельствует особый характер нарушений звуковой стороны речи:

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях, один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-х или 3-х других звуков.

2. Замена одних звуков другими, имеющими более легкую артикуляцию и представляющими, поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка.

3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Но не редки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков, т. е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада. У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Kak-bystro-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-R-samostoyatelno-min (1).pngЭтапы логопедической работы по фонетической коррекции

  1. Узнавание неречевых звуков;
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз;
  3. Различение слов, близких по звуковому составу;
  4. Дифференциация слогов;
  5. Дифференциация фонем;
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.Так дети затрудняются:
  • В выделении первого гласного, согласного звука;
  • В подборе картинок, включающий данный звук;
  • В самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
Поэтому на каждом фронтальном занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов. Предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. 

Так первоначальная подготовка к анализу включает в себя следующие разделы:

  1. Выделение первого ударного гласного звука в начале слова. На материале этих звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети определяют количество звуков и их последовательность в звукосочетаниях.
  2. Выделение первого и последнего согласного звука односложных словах, анализ и синтез обратного слога.
  3. Выделение в слове ударного гласного из положения после согласных.
  4. Овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов, а также односложных слов.
Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги. Дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных, двусложных, трехсложных слов без стечения согласных и со стечением. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков, усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «глухой», «звонкий» звуки.


В результате таких многочисленных упражнений дети оказываются подготовленными к овладению чтением.Теперь ставятся новые задачи: освоить буквенные обозначения звуков, научиться сливать буквы в слоги, усвоить сознательное послоговое чтение.

Итак, вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолевать речевые недостатки ребенка, но и подготовить его к школе. Обучение в общеобразовательной школе после такой поэтапной подготовки делается более успешным. более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоте, чем их сверстники.

____________________________________________

Ждем вас в нашем речевом центре! Мы всегда рады вам и вашим малышам.

Звоните нам по телефонам: 8 (962) 758-53-62, 8 (909) 391-08-08



Возврат к списку