Три критических периода в развитии речи
В развитии речи ребенка существует несколько периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и риска возникновения нарушений ее функций.
Критические периоды в развитии речи могут быть как «самостоятельные» так и сочетаться с другими проблемами - дисфункцией центральной нервной системы, генетическими и т.д.
Как правило, выделяют три основных критических периода.
Наиболее решающим является первый возрастной криз.
Этот криз охватывает период с 1 до 2 лет, когда закладываются все психические функции, идет активное овладение речью.
Как правило, в этот период происходит «первичное обучение»: восприятие окружающего мира, контакт с родными и сверстниками, имеют огромное значение для развития ребенка.
Ведь именно в этом возрасте идет активное формирование нейронных связей, происходит интенсивное развитие корковых зон - что в дальнейшем послужит фундаментом для всего развития.
Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то это заметно затрудняет дальнейшее усвоение навыков.
Второй криз происходит в 3 года, когда у ребенка активно формируется связная речь, а также происходит переход от ситуативной речи («Дай»), к контекстной (« я хотел, есть, мама дала мне суп»).
Этот «переход» требует большой согласованности в отделах нервной системы: внимания, памяти, речевого аппарата и т.д.
Поэтому любое нарушение в нервной системе, даже самое минимальное, влечет за собой ряд проблем в речевом развитии. Может возникнуть отставание речевого развития, заикание, негативизм.
Третий период происходит в возрасте 6-7 лет, когда начинается развиваться письменная речь. В этом возрасте дети идут в школу, возрастает нагрузка (особенно на центральную нервную систему).
Стресс, завышенные требования, новая социальная среда - все это могут вызвать срывы в работе нервной системы ребенка. Обычно, именно в этот кризисный период у детей возникает дисграфия, дизартрия, дислексия.